Система программирования Турбо паскаль 7.0



7.3. Двумерные массивы


Двумерные массивы в математике представляются матрицей:

или сокращенно можно записать:

,  где

число строк;

число столбцов;

индексы (номера) текущих строки и столбца, на пересечении которых находится элемент
.

Описание двумерного массива

Описание матрицы в разделе VAR задается структурным типом вида:

<имя массива>: ARRAY [m1..m2, n1..n2] OF <тип элементов>;

m1..m2 – диапазон значений индекса i, определяющий число строк;

 n1..n2 – диапазон значений индекса j, определяющий число столбцов.

По описанию матрицы во внутренней памяти компьютера выделяется область из (

) последовательных ячеек, в которые при работе программы записываются значения элементов матрицы. Например, по описанию:

                   Var

                     A: array [1..3, 1..5] of real;

в памяти компьютера выделяется область, состоящая из

 последовательных ячеек, для записи элементов матрицы вещественного типа. Из описания видно, что матрица состоит из трех строк и пяти столбцов.

Обращение к отдельным элементам матрицы осуществляется с помощью переменной с двумя индексами, например:

                 

;

                 

;

                 

.

Ввод-вывод двумерного массива

Для поэлементного ввода и вывода матрицы используется двойной цикл FOR. Если задать индекс

 как параметр внешнего цикла, а индекс
 как параметр внутреннего цикла, то ввод-вывод матрицы осуществляется по строкам.

Пример 1.

Организовать ввод целочисленной матрицы

по строкам.

.

Описание матрицы вместе с текущими индексами имеет вид:

                               Var

                                    M: array [1..2, 1..3] of integer;

                                    i, j: integer;

Ввод  в программе реализуется в форме диалога, т.е. сопровождается соответствующим сообщением:

                     Begin {начало программы}

                          writeln(‘Введите матрицу М’);

                          for i := 1 to 2 do

                  for j := 1 to 3 do read(m[i, j]);

           …………




Содержание  Назад  Вперед